science.spb.ru
Система Kepler-62

18 АПРЕЛЯ 2013

Открытие экзопланет в обитаемой зоне

Кеплер

Объявлено об открытии у Kepler-62 пяти экзопланет: Kepler-62 b, Kepler-62 c, Kepler-62 d, Kepler-62 e и Kepler-62 f. Все планеты открыты транзитным методом. Планеты Kepler-62 e и Kepler-62 f, находятся в обитаемой зоне. Размеры планет примерно в полтора раза превышают размер Земли, поэтому они почти наверняка являются твердыми и обладают атмосферой. Планета Kepler-62 e может оказаться полностью скрытой океаном, так как она обращается довольно близко к звезде и превышает Землю размерами. Планета Kepler-62 f может оказаться похожей на Венеру, скрытой под толстой атмосферой парниковых газов. Как полагают учёные, на последних двух планетах существуют условия для жизни.

Марсианское озеро

12 МАРТА 2013

Следы микроорганизмов на месте древнего марсианского озера

Curiosity

Марсоход Curiosity находит в пресноводном озере на Марсе, которое высохло 3,6 млрд лет назад, признаки того, что там могли жить микроорганизмы. Так же ученым удалось вычислить температуру воды, которая была в этом озере миллиарды лет назад. Так, пресноводное озеро было заполнено теплой водой с нейтральным или слабощелочным pH, что, по словам ученых, благоприятствует зарождению жизни.

граница Солнечной системы

3 ДЕКАБРЯ 2012

Пройдена граница Солнечной системы

Вояджер-1

Американский космический зонд «Вояджер-1» (Voyager-1) стал первым аппаратом земного происхождения, покинувшим Солнечную систему. Зонд вышел за пределы магнитосферы Солнца, которая отсекает поток космического межзвездного излучения. Сейчас ученые получают ценнейшие данные о той области космического пространства, о которой известно очень мало. Оно было сформировано в результате взрывов первого поколения звезд нашей Галактики сотни миллионов лет назад.

Успешная посадка марсохода третьего поколения

6 АВГУСТА 2012

Успешная посадка марсохода третьего поколения

Curiosity

Марсоход Curiosity после восьми месяцев полета совершил успешную посадку на Марс в районе кратера Гейла и передал на землю первые снимки. Curiosity, работа над которым обошлась в $2,5 млрд и который является первым астробиологическим зондом NASA с эпохи «Викингов» в 1970-е, в течение двух лет будет проводить на Марсе геологические и геохимические исследования, изучать атмосферу и климат планеты, а также искать на ней органические вещества, воду и ее следы. Данные, полученные аппаратом, помогут ученым определить, был ли Марс когда-либо пригоден для жизни и есть ли на нем места, пригодные для жизни, сейчас.

Планеты

20 ДЕКАБРЯ 2011

Впервые обнаружены планеты земного типа

Кеплер

В декабре 2011 года объявлено об обнаружении первой, открытой телескопом «Кеплер», суперземли в обитаемой зоне (Kepler-22b) и несколько позднее об обнаружении планеты с радиусом меньше, чем у Земли (Kepler-20e) - планеты, обращающиеся вокруг звезды за пределами Солнечной системы.

Троянский астероид Земли

27 ИЮЛЯ 2011

Обнаружен первый троянский астероид Земли

WISE

С помощью инфракрасного космического телескопа WISE астрономы обнаружили первый «троянский спутник» Земли - 300-метровый астероид 2010 TK7, который двигается почти точно по земной орбите, но в 60 градусах впереди нашей планеты, в точке Лагранжа L4. Астероид имеет сложную орбиту, двигаясь выше и ниже плоскости орбиты Земли, с периодом в 395 лет. Сейчас он находится на расстоянии около 80 млн км от Земли. Моделирование показывает, что по крайней мере в ближайшие 100 лет он не приблизится к Земле ближе, чем на 24 млн км.

Астероид Веста

15 ИЮЛЯ 2011

Первый искусственный протопланетный спутник

Dawn

Для исследования астероида Весты и карликовой планеты Цереры НАСА запустила автоматическую межпланетную станцию Дон (Dawn, Рассвет). Аппарат достиг Весты в 2011 году. В отличие от предыдущих станций, исследовавших более одного небесного тела, Дон не просто пролетел мимо Весты — промежуточной точки назначения — но вышел на орбиту вокруг Весты, и после года на её орбите продолжил дальнейший полёт к Церере. Целями полёта Веста и Церера избраны потому, что представляют собой противоположные типы больших астероидов: Цереру покрывает ледяной слой толщиной до 100 км, а Веста — монолитный безводный ахондрит. При этом Веста — основной «поставщик» метеоритов, достигающих поверхности Земли. Дон оборудован тремя ксеноновыми ионными двигателями, разработанными на основе образца, испытанного на зонде Deep Space 1.

Доставка на Землю образца кометы

15 ЯНВАРЯ 2006

Доставка на Землю образца кометы

Стардаст

Реализация проекта создания автоматической межпланетной станции для исследования кометы была начата в 1995 году в рамках программы NASA «Discovery». «Стардаст» стала первой американской автоматической межпланетной станцией, предназначенный для исследования кометы Вильда 2 и доставки кометного вещества на Землю. 2 января 2004 года аппарат достиг своей цели, сблизившись с кометой Вильда 2 на расстояние 240 километров. Была проведена детальная фотосъёмка поверхности кометы, собраны образцы вещества из хвоста кометы и проведены другие научные исследования. Кроме кометных частиц, аппарат собирал образцы космической пыли. 15 января 2006 года капсула с образцами кометного вещества вернулась на Землю.

Комета Tempel 1

4 ИЮЛЯ 2005

Исследование состава кометы

Дип Импакт

Космический аппарат Дип Импакт (Deep Impact), предназначенный для изучения кометы Темпеля 1, впервые в истории сбросил на комету зонд, который протаранил её поверхность (также сфотографировав её с близкого расстояния). Анализ состава выброшенного вещества показал, что комета состоит из водяного льда, летучих фракций, карбонатов, полиядерных ароматических углеводородов, сульфидов и других компонентов. Химический состав оказался не соответствующим ранее принятым моделям. Некоторые из обнаруженных минералов образуются при температурах 1100—1200 К. В то же время, в составе были обнаружены летучие газы, которые стабильны лишь при температуре ниже 100 К. Это говорит о том, что комета содержит в себе смеси материалов, которые образовывались в разных условиях и, возможно, в разное время и в разных местах.

Spitzer Space Telescope

22 МАРТА 2005

Первые спектральные данные экзопланет

Космический телескоп «Спитцер»

Поиск и изучение планет, вращающихся вокруг других звезд продвигался по мере развития космических технологий и инстументов для наблюдения за планетами. Космический инфоракрасный телескоп «Спитцер» впервые зафиксировал достаточно излучения от планет вне нашей солнечной системы, известных как экзопланеты, чтобы идентифицировать молекулы в их атмосферах. Телескоп получил спектры двух разных газообразных экзопланетах с именами HD 209458b и HD 189733b. Эти так называемые "горячие Юпитеры", подобно Юпитеру, состоят из газа, но вращаются намного ближе к своим солнцам. Данные указывают на то, что эти две планеты суше и облачнее, чем предсказывалось. Теоретики полагали, что эти горячие экзопланеты будут содержать большое количество воды в своей атмосфере, но, на удивление, вода не была обнаружена вокруг HD 209458b и HD 189733b. По мнению астрономов, вода, возможно, присутствует на них, но скрыта под плотным покровом высоких безводных облаков.

Genesis

8 СЕНТЯБРЯ 2004

Доставка на Землю образцов солнечного ветра

Genesis

Космический аппарат НАСА, предназначенный для сбора и доставки на Землю образцов солнечного ветра Genesis был запущен 8 августа 2001, а вернулся на Землю 8 сентября 2004. Из-за ошибки при установке одного из датчиков ускорения приземление прошло нештатно — парашют не раскрылся и капсула с образцами на высокой скорости врезалась в землю. Тем не менее после анализа обломков учёным удалось получить некоторое количество образцов.

Спирит и Оппортьюнити

10 ИЮНЯ 2003

Посадочные модули большой дальности

Спирит и Оппортьюнити

Спирит и Оппортьюнити - два однотипных мобильных, передвигающихся по поверхности космических аппаратов — марсоходов, которые прибыли на Марс в январе 2004 года. При базовом 90-дневном сроке эксплуатации марсоходов Спирит проработал более 6 лет до 2011, а Оппортьюнити в 2012 установил рекорд продолжительности функционирования космического аппарата на поверхности Марса и продолжает работать. Основной задачей миссии было изучение осадочных пород, которые, как предполагалось, должны были образоваться в кратерах (Гусева, Эребус и смежных), где когда-то могло находиться озеро или море. Однако классические осадочные породы найдены не были, в кратере в основном встречались породы вулканического происхождения.

Первая топографическая карта Земли из космоса

11 ФЕВРАЛЯ 2000

Первая топографическая карта Земли из космоса

Shuttle Radar Topography

Радарная интерферометрическая съемка поверхности земного шара SRTM (Shuttle radar topographic mission) осуществлена в феврале 2000 г с борта космического корабля многоразового использования «Шаттл». Съемка проведена на почти всей территории Земли между 60 градусов северной широты и 54 градусов южной широты, а также океанов, с помощью двух радиолокационных сенсоров SIR-C и X-SAR установленных на борту корабля. Результатом съемки стала цифровая модель рельефа 85% поверхности Земли.

Комета Borrelly

24 ОКТЯБРЯ 1998

Первый ионный двигатель для межпланетарного космического аппарата

Deep Space 1

Экспериментальный автоматический космический аппарат Deep Space 1 («Дальний Космос-1») запущен 24 октября 1998 года ракетой-носителем «Дельта-2» как часть программы НАСА «Новое Тысячелетие». Основной целью полёта было испытание двенадцати образцов новейших технологий (включая ионный двигатель электростатического типа), способных значительно снизить стоимость и риски космических проектов.

Спутник Сатурна Энцелад

15 ОКТЯБРЯ 1997

Первый искусственный спутник Сатурна

Кассини

Автоматическая межпланетная станция «Кассини» запущена с целью исследования Сатурна 15 октября 1997 года. Для разгона аппарат использовал гравитационное поле трёх планет. Он два раза пролетел рядом с Венерой — в 1998 и 1999 годах, затем, в августе 1999 года со скоростью 69 тыс. км/ч прошёл около Земли, зимой 2000 года пролетел мимо Юпитера, передав на Землю его фотографии. Станция прибыла к Сатурну 30 июня 2004 года и стала первым искусственным спутником этой планеты. Орбитальная скорость спутника составила 15 км/с[1]. «Кассини» нёс на борту европейский зонд «Гюйгенс», который 14 января 2005 года впервые опустился на Титан.

Mars Pathfinder

4 ИЮЛЯ 1997

Первый посадочный модуль

Mars Pathfinder

В 1996 - 1997 годах стартует программа НАСА Mars Pathfinder («Марсопроходец») по изучению Марса с помощью одноимённого посадочного модуля и марсохода Соджорнер (Sojourner - «Пришелец»). Основной целью программы была отработка технических решений, таких как схема дешёвой посадки; дополнительной целью было проведение научных исследований: получение фотографий, изучение состава пород с помощью спектрометра, исследование атмосферы. Стоимость программы была относительно невысокой — 265 млн $.

Галилео прибывает на Юпитер

8 ДЕКАБРЯ 1995

Первый искусственный спутник Юпитера

Галилео

После пятилетнего путешествия в космосе космический аппарат Галилео прибывает на Юпитер.

Галилео - первый (и пока единственный) аппарат, вышедший на орбиту Юпитера, изучавший планету длительное время и сбросивший в её атмосферу спускаемый зонд. Станция передала свыше 30 гигабайт информации, включая 14 тысяч изображений планеты и спутников, а также уникальную информацию об атмосфере Юпитера. Большое значение имели исследования спутников Юпитера. За время своего пребывания на орбите Юпитера «Галилео» проходил рекордно близко к спутникам Юпитера: Европа — 201 км (16 декабря 1997), Каллисто — 138 км (25 мая 2001), Ио — 102 км (17 января 2002), Амальтея 160 км (5 ноября 2002).

Астероид Ida

29 ОКТЯБРЯ 1991

Первый пролет астероида

Галилео

В то время как конечным пунктом назначения космического аппарата Галилео является Юпитер и его таинственные спутники, миссия Галилео становится заметна уже во время его путешествия к газовому гиганту. Это первый космический аппарат, который, находясь в поясе астероидов, сблизился с астероидом Гаспра и послал на Землю первые снимки, сделанные с близкого расстояния. Пролетая мимо Венеры, аппарат проводит ряд исследований этой планеты. Около года спустя Галилео прошёл мимо астероида Ида и обнаружил у него спутник, названный Дактилем.

Нептун (планета)

25 АВГУСТА 1989

Первый пролет Нептуна

Вояджер-2

Через 12 лет после старта Вояджер-2 пролетает на высоте в 48 тыс. км над поверхностью Нептуна. Аппарат обнаруживает, что Нептун восьмая и самая дальняя планета Солнечной системы. Были получены уникальные снимки Нептуна и его крупного спутника Тритона. На Тритоне были обнаружены действующие гейзеры, что было очень неожиданным для удалённого от Солнца и холодного спутника.

Уран (планета)

24 ЯНВАРЯ 1986

Первая миссия на Уран

Вояджер-2

После полета на Юпитер и Сатурн, Вояджер-2 выполняет первую в истории миссию на Уран, седьмую планету солнечной системы. Газовый гигант Уран вращается вокруг Солнца на расстоянии 2896,6 млн. км. Похожий на бледно-голубой бильярдный шар, Уран отличается тем, что его ось вращения наклонена вбок. Уран имеет 27 спутников, 10 из которых были обнаружены во время облета Вояджером, а также сложную систему колец.

Первый инфракрасный телескоп, IRAS

25 ЯНВАРЯ 1983

Первый инфракрасный телескоп в космосе

IRAS

Инфракрасная орбитальная обсерватория IRAS (InfraRed Astronomical Satelite) была запущена 25 января 1983 года с космодрома Ванденберг с помощью ракеты-носителя Дельта 3910 в рамках международного проекта в котором приняли участие США, Великобритания и Нидерланды. Основной задачей обсерватории были поиски источников длинноволнового инфракрасного излучения и составления карт неба в инфракрасном диапазоне. Спутник проработал 10 месяцев, пока не кончился запас хладагента — жидкого гелия. С его помощью были осуществлены наблюдения более 250 тысяч источников инфракрасного излучения. Кроме того с помощью телескопа был открыт пылевой диск у Веги, а в Солнечной системе IRAS открыл три астероида (3200 Фаэтон, 3728 IRAS и (10714) 1983 QG) и три кометы (126P/IRAS, 161P/Хартли — IRAS и C/1983 H1 (IRAS — Араки — Олкока)).

изображение вулканической активности Io

4 МАРТА 1979

Первое изображение вулканической активности

Вояджер-1

Космический аппарат Вояджер-1, пролетая мимо Юпитера, запечатлевает картину активного извержения вулкана на спутнике Юпитера Ио. Это открытие явилось одним из наиболее неожиданных в миссии Вояджера. Вулканизм на Ио никогда не наблюдался с наземных телескопов или космическими аппаратами НАСА Pioneer 10 и 11, которые ранее пролетали у Юпитера. Вулкан извергает твердые частицы со скоростью около 1 км/сек и достигает высоты 300 км.

Seasat

27 ИЮНЯ 1978

Первый океанографический спутник

Seasat

В конце 1970-х годов были запущены первые специализированные океанографические спутники, в числе которых спутник Seasat. Это первый спутник, целью которого было проведение исследований, посвященных изучению океанов Земли. Seasat был оборудован набором датчиков, измерявших высоты поверхности моря, температуру, вектор ветра, содержание водяного пара в атмосфере, а также характеристики поверхности моря.

Аппарат «Викинг-1»

20 АВГУСТА 1975

Первая программа НАСА по изучению Марса

Аппарат «Викинг-1»

Автоматические марсианские станции «Викинг-1» и «Викинг-2» — первые космические аппараты, успешно работавшие на поверхности Марса. Аппараты должны были провести исследования с околомарсианской орбиты и на поверхности Марса, в частности, поиск жизни в пробах грунта. Это одна из наиболее информативных и успешных марсианских программ, хотя ей и не удалось обнаружить жизнь.

Меркурий

29 МАРТА 1974

Первая миссия на Меркурий

Маринер-10

Станция Маринер-10 достигла Меркурия 29 марта 1974 г. пройдя всего в 705 километрах от его поверхности. Фотографии показали изрытую кратерами поверхность, подобную лунной. Приборы обнаружили тонкую атмосферу, состоящую в основном из гелия. После пролета Маринер 10 вышел на околосолнечную орбиту и встретился с Меркурием еще раз, сфотографировав солнечную сторону планеты и район южного полюса.

5 ФЕВРАЛЯ 1974

Первая мультипланетная миссия

Маринер-10

Полет Маринера-10 был первым, где использовалось гравитационное поле одной планеты, чтобы быстрее достичь другой. Он был запущен к Венере 3 ноября 1973 г., достиг Венеры 5 февраля 1974 г. Тяготением Венеры Маринер-10 был напрален к Меркурию, получив приращение скорости.

Маринер-9 фотографирует 85 процентов поверхности Марса

14 НОЯБРЯ 1971

Первый искусственный спутник Марса

Маринер-9

Маринер-9 был сконструирован для продолжения изучения Марса, начатого станцией Маринер-4, продолженного станциями Маринер-6 и Маринер-7, и был способен произвести картографирование более 70 % марсианской поверхности c меньшего расстояния (1500 километров), и с более высоким разрешением (от 1 км на пиксел до 100 м на пиксел), чем любой предыдущий космический аппарат. Чтобы найти возможные очаги вулканической активности, в состав научного оборудования станции был включён инфракрасный радиометр.

Первая в истории мягкая посадка на поверхность Луны, Сервейер-1

2 ИЮНЯ 1966

Первая в истории мягкая посадка на поверхность Луны

Сервейер-1

Первая миссия лунной программы США, призванная сделать мягкую посадоку на Луну, Сервейер-1 предоставляет информацию о естественном спутнике Земли, которая будет иметь решающее значение для программы пилотируемых космических полётов НАСА (Аполлон). Аппарат Сервейер-1 посылает на Землю 11240 изображений высокого разрешения, а также данные о температуре и радиолокационном отражении Луны. Мягкая посадка аппарата была достигнута с помощью основного тормозного двигателя, который заканчивал свою работу и отбрасывался на высоте около 10 км, после чего замедление спуска осуществлялось верньерными двигателями.

Mariner 4 Image shows lunar-type impact craters

15 ИЮЛЯ 1965

Первый пролет Марса

Маринер-4

После восьми месяцев космических полетов Маринер-4 выполняет облет Марса, став первым космическим аппаратом, который сфотографировал крупным планом другую планету. Снимки делались через красный или зелёный фильтры, причем пары их перекрывались, чтобы получить больше информации об окраске поверхности. Снимки запечатлели узкую прерывистую дугу на поверхности Марса. Дуга начиналась от 40° с. ш., 170° в. д., пересекала экватор, проходила вблизи 35° ю. ш., 200° в. д. и пересекала терминатор на 50° ю. ш., 255° в. д. На снимках записано около 1% от всей поверхности планеты.

Image of the moon taken by Ranger 7

28 ИЮЛЯ 1964

Первая миссия США на Луну

Рейнджер-7

Американская автоматическая межпланетная станция Рейнджер-7 - первый американский зонд передавший на Землю изображения Луны сделанные с близкого расстояния, первый полностью успешный полёт по программе «Рейнджер».Целью полёта Рейнджера-7 было достижение поверхности Луны и передача чётких фотографий лунной поверхности последние минуты полёта перед жёсткой посадкой. Первое изображение отправленное аппаратом было сделано на высоте 2110 км, последнее имеет разрешение 0,5 метра. Всего за последние 17 минут полета были переданы 4308 фотографий высокого качества.

Венера

14 ДЕКАБРЯ 1962

Первый межпланетный пролет

Маринер-2

Через сто девять дней после запуска Маринер-2 пролетает у поверхности Венеры, став первым космическим аппаратом, который провел успешную встречу с другой планетой. Она проходит на высоте 34 773 км. над поверхностью, аппарат сканирует планету в инфракрасном и микроволновом диапазоне, устанавливая, что Венера имеет очень горячую поверхность. Это подтверждает теорию, выдвинутую некоторыми учеными, что Венера является жертвой «парникового эффекта»; углекислый газ в атмосфере действует как одеяло, удерживая тепло от солнца. Это открытие разоблачает давние слухи о том, что на Венерк может существовать болотистый мир не лишенный жизни.

27 АВГУСТА 1962

Первая в мире межпланетная миссия

Маринер-2

В августе 1962 года с целью изучения Венеры запущена автоматическая межпланетная станция Маринер-2. Маринер-2 первый в мире космический аппарат, успешно долетевший до другой планеты. Аппарат был оборудован научными приборами для измерения магнитного поля, инфракрасного и микроволнового излучения, детектирования частиц высоких энергий, метеоритной пыли. Фотокамеры станция не имела. «Маринер-2» являлся «близнецом» «Маринера-1», который был потерян из-за аварии на старте.

› подробнее на сайте НАСА